О том, чем ЗЗП могли бы быть, но не стали
Просто несколько рандомных фактов о том, как что появлялось. Когда ты пишешь книжку с тринадцати лет, она определённо получается... всё более не такой, какой ты её изначально задумывал, мда.
- В самой первой версии (которая продлилась полторы страницы, хех) героям было по двадцать пять лет, но потом я то ли решила, что не потяну описания настолько взрослых персонажей, то ли мне просто скучно было бы про них писать, и в итоге возраст уменьшился на десять лет. Кстати, самым первым персонажем, которого я вообще придумала в ЗЗП, была Шесса. Вторым точно был Склайз, третьим - вроде бы Сарк...
- Вторая версия начиналась, что называется, с места в карьер: все ругаются, скандалят, тут врывается Цейса и сообщает, что нашла маленькую раненую царманку. Да, в самой первой версии Гелю находила именно Цейса, в следующей - Шесса и Склайз. Но потом я отказалась от этой мысли в пользу Сарка и Тсейры, потому что это же Сарк, с Сарком всё становится круче, а Тсейра... ну, если бы не Тсейра, Геля, скорее всего, умерла бы у них на руках и никак бы они ей не помогли. Первая версия тоже долго не продлилась, потому что я решила, что надо немного предыстории и всего такого. Теперь, правда, я хочу предысторию выпилить и начать сразу с того, как они прилетают на Царман, но править я буду очень и очень нескоро, так что пока пусть побудет так.
- Ещё одна из идей, которая не получила развития, и слава богу: связь Гели и тершцев планировалась как мистическая, с абсолютно непонятной природой. А ещё они могли в буквальном смысле слова вселяться в неё и управлять её поведением (отсюда первое рабочее название, когда я ещё хотела забацать психологическую драму - "Одержимая". А потом я передумала и решила написать милую юмористическую повесть, а ещё потом - всё же укатилась в сторону психологической драмы, мда...). Ясное дело, всё это не очень облегчало ей жизнь. Но потом я решила, что эта идея, мягко говоря, сомнительна для фантастики, и пришлось озаботиться логичным и (около)научным обоснуем.
- Поначалу действие должно было происходить в современности (то есть в 2012 году, на тот момент), а у Гели была сестра-анимешница, сидящая на фикбуке... Да, а теперь живите с этим знанием. В общем, очень хорошо, что спустя год я, не зная, как оживить образ Гели и сделать так, чтобы мне интересно было писать о её повседневной жизни, решила добавить туда автобиографичности и переместила действие в 2005, на некое подобие Уралмаша. Правда, и с подобием Уралмаша, и с автобиографичностью связаны некоторые проблемы, о которых читайте дальше, но, так или иначе, действительно стало намного интереснее и круче.
- Совсем уж ненужный факт: помните тот момент, когда Геля слушает музыку у себя в комнате? Изначально она слушала песню "Роза чайная" Маши Распутиной и Филиппа Киркорова, потому что лет в пять это была моя самая любимая песня на свете - её показывали по четвёртому каналу после "Сейлор Мун", ну, то есть, там и другие клипы были, но мне запомнился и полюбился только этот. Но потом я решила, что не стоит приписывать свой плохой вкус литературному персонажу, посему Геля слушает "Арлекино".
- Изначально Кристина была эпизодическим персонажем, причём придуманным Гелей, моей бывшей бетой и нынешней (вроде как) гаммой, главным и бессменным первым читателем, без которого не было бы ЗЗП вообще... но об этом я, кажется, на дайри уже писала года так три назад. Я предложила ей придумать какого-нибудь не очень важного героя, и вышел образ девушки-соседки, которая иногда присматривает за Гелей и, хотя сама сильная и умная, с парнями притворяется слабой и глупой. Такой себе... комедийный образ, который потом удостоился отдельной сюжетной линии и стал скорее трагикомическим, обзавёлся печальной предысторией и всем таким. Моей большой ошибкой (ну, или наверное, удачей, как уж посмотреть) было дать ей фокал во второй главе. Так её история как-то сама собой начала развиваться, и у меня наконец появилась возможность написать о том, о чём давно уже хотела. Сначала в моей голове возник Евгений - ради какой-то сомнительной шутки с участием её очередного парня, которую я, может, даже вставлю ещё - потом вся линия вообще.
- Евгений вообще изначально должен был быть настоящим троюродным братом Кристины, только приёмным. Но потом я решила, что нафиг родственные узы, пусть лучше будет вообще каким-то левым чуваком с неадекватным дедушкой. И мне кажется, так лучше! А то Санта-Барбара какая-то выходила - брат, сестра...
- Появление сюжетной линии Яны ещё более тупо и безобоснуйно - сначала я придумала её брата, потому что мне хотелось, чтобы был такой противный персонаж в книжке, а потом я наткнулась в одном из своих ранних так называемых произведений на описание мерзкой семейки, которую решила взять за основу семьи Барбосовых, и там в семье было двое детей: мальчик-ябеда и девочка-ботаничка. Так у Яши появилась сестра, и мне внезапно захотелось развить её линию тоже. Было это в 2013 году, а в 2014 где-то уже я придумала, как можно связать её со всеми остальными и ещё больше углубить проблематику. И да, поскольку у меня не выходит пока выложить первый эпизод с Яной - я не спойлерю! Сами всё узнаете.
- У Ирины, вы не поверите, тоже должен был быть брат! Причём потерянный много лет назад - украденный инопланетянами. Это я придумала в 2013 году и где-то годик развивала мысленно эту линию, а потом дропнула. Ну и хорошо, а то сейчас, спустя несколько лет, идейка звучит, как отборный бред.
- Ещё там должны были быть некие земные спецслужбы, охотящиеся за Гелей из-за её "необыкновенных способностей". Я так и не придумала, кто они такие и чего им надо, потому в наработках называла их просто "злые дяди". Первоначально именно они должны были стать главным источником экшОна, но потом я пораскинула мозгами и поняла, что этим ребятам в сюжете делать нечего. Особенно когда осознала, что вообще-то холодная война между Тершем и Варшайром не просто левая деталь, а вполне себе способная работать на сюжет штука.
- Сверхспособности ребят и как о них узнала Организация в первоначальном сюжете (читай - в 2012 году) вообще никак не раскрывались. Ну есть и есть. Причём они должны были быть у всех - включая Склайза, да - и это вроде как не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Только позже, в 2013, я поняла, что совсем не так всё просто, и таких совпадений, чтобы сверхспособности нашлись сразу у шести знакомых подростков, не бывает... впрочем, я не спойлер, всё узнаете сами. Ещё я поняла, что у Склайза-то никаких способностей нет - так в сюжете возник Войчер, а ещё чуть позже я поняла, что и Войчер - совсем не тот, за кого я его принимала...
- Ещё - и это вытекает из того, что первоначально планировалась маленькая юмористическая повесть - мне казалось, что грядущая семейная жизнь героев будет схожа с адом кромешным, и они друг с другом не уживутся, и чувства у них не то, чтобы истинные и великие, а так, так просто... поэтому не стоит заглядывать дальше конца, потому что ничего хорошего там никого не ждёт. Идея писать про рост над собой, взросление и сопутствующие сложности (и о том, почему люди становятся козлами и как перестать ими быть) возникла уже где-то в конце лета 2013 года.
- Вообще я ещё в 2012 придумала, как примерно будут развиваться события и чем всё кончится. С течением времени основная канва никак не поменялась, всё просто... разрослось и углубилось, что ли. Вырос масштаб, обострились противоречия, больше народу теперь во всём этом балагане участвует, но идеи отражает те же самые. Как-то так.
О том, что я пытаюсь делать сейчас
Где-то год назад я возложила на себя тяжкое бремя - решила, что хочу написать Великую Книжку На Все Времена О Нулевых, Подростках и Непонимании (и Почему Политики Мудаки). Мне немного стыдно об этом рассказывать, потому я намеренно самоиронична, но тем не менее эта цель всё ещё передо мной. Никто ещё не написал такую Великую Книжку, и я думаю, она нужна, но не знаю, получится ли. Вы вот сейчас сидите и смеётесь надо мной - а я всё равно буду верить. Мне правда кажется, что лучше хотеть написать Великую Книжку, и вложить в неё кучу всякого, и пусть даже напишешь просто книжку, о которой мало кто узнает, но в ней правда будет всё, во что вы верите и что важно для вас и, может, будет важно кому-то ещё, чем заранее хотеть "просто написать обычную книжку для подростков", и написать эту "обычную книжку", каких миллион и которая ничего нового никому не скажет.
Да, меня бесят все эти одинаковые книжки про школу. Потому что жизнь-то - она, ну, неодинаковая. Я помню, каким, без преувеличений, глотком свежего воздуха мне показалась книжка Юлии Кузнецовой "Где папа?", прочитанная в четырнадцать лет. Там про девочку, у которой отца посадили в тюрьму - согласитесь, не самая, мягко говоря, избитая тема. Но там говорилось ещё и про прочие важные вещи, про которые я мало где читала или даже вовсе больше нигде - про то, что школьные хулиганы, которые издеваются над другими, тоже могут оказаться хорошими ребятами в глубине души, например. Вы скажете, что мол, это мысль избитая; так-то оно так, но - где? В основном в аниме всяком и в романтических книжках-фильмах для девочек, где потом с ними у ГГ любовь до гроба. А в книжках "из жизни", с такой, знаете, претензией на реалистичность обычно если персонаж плохой - то всё, он плохой и только плохой, и под забором сдохнет. Некоторые люди про своих школьных врагов действительно так думают. Не знаю, как можно столько лет лелеять собственные комплексы.
Но я отвлеклась, простите. Так вот - сейчас, может, мне книжка Кузнецовой и не показалась бы настолько хорошей, я давно не перечитывала, хотя она у меня даже в бумажном виде где-то есть, но я помню, какой эффект она на меня произвела в четырнадцать-пятнадцать лет. Она была живая, и персонажи там были живые - когда они говорили, я думала, что да, так эти ребята в жизни и сказали бы, так люди и говорят. И она была про то, про что обычно не пишут, и мне кажется, это правильно.
Ещё из своих подростковых времён я помню, что о тех проблемах, которые волновали меня, книжек просто не было. Типа: что делать, если твой отец болен, но ты не можешь ни с кем об этом поговорить, потому что боишься, что тебе скажут, что он сам виноват? Сейчас по-другому, сейчас никто не пристаёт ко мне с этими блядскими разговорами о НАСЛЕДСТВЕ, и я даже с самим папой могу до некоторой степени поговорить об этом - но тогда мне казалось, что это просто какое-то табу, которое нельзя нарушать, тем более папа делал вид, что всё в порядке, и поэтому я тихо сходила с ума в одиночестве. Или: что делать, если обижают слабого, но слабый сам козёл и вообще тебе не нравится? Вмешиваться в это или нет?
А если говорить о том, что меня лично не касалось, но всегда волновало - вот те же секты, например. Я страшно их боялась, даже не знаю, почему. Запомнилось, как лет в девять или десять в санатории я смотрела выпуск новостей про одну из них, и там люди очень странно и неестественно себя вели, а потом мама мне говорила: "Вот, твой дедушка тоже мог бы тут оказаться, раз Грабового читает", и я потом не могла уснуть. И материал из журнала, который потом послужил толчком для истории Кристины - как у девочки мама попала в культ, очень изменилась и в конце концов просто выгнала её к хренам. И как мы с мамой гуляли по Уралмашу, и когда мама видела красивые ухоженные здания, то говорила мне, что тут секта. Не знаю, насколько эти сведения были правдивы, но я верила. А в тринадцать лет мою психику травмировала история про Джонстаун. Сейчас я знаю много таких историй и здорово секу в сектах, могу определить направление по ряду косвенных признаков и всё такое, и всё это благодаря тому, что я искала инфу для ЗЗП. Я рада, что мне наконец подвернулась возможность написать об этом, о чём-то, что пугало меня, но одновременно и завораживало.
В ЗЗП вообще много всего такого, что всегда мне нравилось, начиная с образов персонажей и заканчивая какими-то мелкими деталями, не говоря уже о том, что это вообще-то книжка о моём детстве со всеми вытекающими. Хотя сначала и планировалась очень несерьёзная история. Но постепенно я отходила от всего остального, что писала тогда, и со временем ЗЗП становились для меня всё дороже и важнее, и насыщались какой-то новой проблематикой, которую я поначалу в совсем другие истории собиралась вкладывать. Но эти истории прекращали своё существование, а ЗЗП жили и становились только лучше.
Конечно, вы можете сказать, что не мне писать о чьём-то самосовершенствовании и неправильном взгляде на жизнь. Да, я знаю, что далеко не идеал и в том, что касается характера, и даже в самом своём творчестве. Я лажаю. Лажаю иногда по-крупному, но исправлять эти косяки буду уже потом, когда закончу всё писать. Например, несмотря на то, что сказка понравилась большинству читателей, я думаю, что запорола её и буду переделывать. Про более поздние эпизоды мне сложно судить, но я уверена, что и там куча всякой невыполотой фигни, пусть и в меньшей степени. Иногда мне даже начинает казаться, что я не потяну такую крутую штуку, какую я задумала, и мне делается страшно.
Но я верю в себя.
Я верю, что даже если я не могу написать всё идеально сейчас, я точно смогу всё потом хорошо отредактировать, а что-то, возможно, переписать. Я верю, что найдётся много людей, которые помогут мне в этом дельными советами. Я верю... нет, не так. Я знаю, что есть люди, которым правда интересно читать, что я пишу, и было бы интересно, узнать, чем всё закончится.
Я верю, что я их не разочарую.
И мне хотелось бы сейчас сказать большое спасибо всем этим людям за то, что они есть, за то, что поддерживают меня, за то, что когда я думаю о них, у меня прибавляется уверенности в себе и становится чуточку теплее на сердце.
Открывайте следующий кат, чтобы увидеть, что я думаю обо всех этих богически прекрасных людях)))
Персональные благодарности
Спасибо Маше за то, что она когда-то своим подробным разбором (что особенно ценно в свете того, что обычно она, как литературовед, о произведениях своих знакомых предпочитает не отзываться) практически вытащила меня из пучины неуверенности в собственном творчестве, в которую я тогда медленно, но верно погружалась. И за то, что помогла мне понять - важно не то, понравилось произведение или нет, важен серьёзный подход к этому произведению и к тебе самому (то есть тебя не считают тупеньким дурачком, и относятся не снисходительно, а, ну... нормально). И, конечно, спасибо за чудесные арты! Маша считает, что она не умеет рисовать, но она фатально заблуждается. Вот.
Спасибо Лине за то, что она со мной с самой первой главы тогда, 28 марта 2012 года, и не бросает меня, и пишет удивительно длинные, замечательные отзывы (а иногда даже замечает очень важные детали, на которые другие не обращают внимания!), от которых на глаза чуть ли не слёзы наворачиваются. Это правда очень ценно и важно. Всегда приятно знать, что тебя читают столько времени, что читатель находит время на то, чтобы оставить отзыв на КАЖДУЮ главу, думает о ней... А ещё Лина - один из тех людей, которые верят в меня сильнее всего и даже считает меня, блин, ХОРОШИМ автором. Это иногда смущает, потому что я, в свою очередь, считаю, что она пишет куда круче, но тоже вселяет какую-то уверенность, что ли. Так или иначе, круто, когда в тебя настолько верят.
Спасибо Молох No any name за её искреннее и беспристрастное мнение о ЗЗП, высказанное как-то летом 2015 года и за то, что она тогда, как сейчас помню, очень долго и целенаправленно хотела с ними ознакомиться, да и сейчас вроде как не бросает Именно тогда благодаря ей я ещё сильнее укрепилась в мнении, что с первыми главами что-то основательно не так (точнее, всё), и их потом придётся переписывать. Хотя, конечно, хотелось бы услышать и её более свежее, но всё такое же честное и объективное мнение! Ну, и за разбор сказки и указание, конечно, отдельное спасибо, особенно за критику стилистики. Честное слово, когда-нибудь я всё перепишу!
Спасибо Тане Урара за её прекрасные искренние отзывы, которые из раза в раз мощно заряжают позитивом и которые неизменно приятно читать и перечитывать! За её любовь ко всем персонажам
Спасибо Насте maybe illusion за то, что она - тот человек, с кем можно серьёзно поговорить о творчестве, потому что для неё оно, пожалуй, ещё более важно, чем для меня, пусть к славе земной она и не стремится. И ещё она тоже всегда оставляет офигенные отзывы (блин, как много у меня людей с классными отзывами, как выяснилось!): иногда длинные, иногда короткие, но всегда искренние и... милые, что ли. Она вот недоумевает, почему её отзывы всегда так яростно плюсуют, а мне кажется, что тут дело именно в этой неуловимой "милоте"... и ещё в каком-то едва заметном флёре интеллигентности, что ли... (Уже предвкушаю, как она оборжёт это утверждение! ). И ещё факт - я помню, как она мне говорила, что начала читать ЗЗП только потому, что они были важны для меня, хоть первые главы ей и не нравились. Если это не мило и не потрясающе, то тогда я просто не знаю, что потрясающе и мило.
Спасибо Connie Stemmer за то, что когда-то летом 2012 года она нашла меня и написала, что ей нравится моя история и она чувствует во мне некий потенциал. И за то, что спустя примерно год она очень подробно прокомментировала все косяки ЗЗП и другого моего тогдашнего произведения, которое вот как раз планировалось длинной серией великих романов (лол) и пояснила, почему ЗЗП, несмотря на все эти косяки, ей нравятся, а вот со вторым уже ничего не исправить, господь, жги - ну, я и сожгла... в смысле, бросила его писать. В этом, я думаю, тоже заключался определённый важный урок для меня - может, то, что ты пишешь, и не идеально, но оно всё равно может нравиться людям. И за то, что именно она была тем человеком, который открыл для меня некие базовые вещи в писательстве. Например - что не стоит именовать героев "блондинами" и "брюнетами". Или писать числа вместо числительных. Или пихать гротеск и странненький юмор куда ни попадя. И, конечно, очень ценно, что ей до сих пор интересно, что я пишу, и она до сих пор это читает, и до сих пор подробно и честно рассказывает, что об этом думает. Это действительно очень-очень важно для меня.
Спасибо Джей, она же Алина, она же шкварка, она же (ныне) эмоциональный пироман за то, что она есть. За то, что это тот человек, с которым всегда можно перетереть за ЗЗП, и обсуждать персонажей, и рассказывать всякие жуткие спойлеры, и раскуривать разные аушки. За все её прекрасные рисунки, которые она как начала рисовать в девятом классе, так до сих пор и продолжает, и они становятся всё лучше и лучше. За то, что хоть она и редко доползает оставить отзыв, они всегда получаются (внезапно) большими и очень... душевными, что ли, с нехилой эмоциональной составляющей, а это всегда очень ценно, потому что встречается не так часто, к сожалению. За то, что она - тот человек, который может упороться придуманным мной миром практически наравне со мной и практически настолько же знает и любит персонажей благодаря нашим многократным обсуждениям. За поддержку на протяжении всех этих пяти лет, за дружеские пинки, за самую лучшую на свете Весёлую Ширанду, да и просто за то, что она - моя лучшая подруга.
И, конечно, спасибо Геле MacLean. Прежде всего - за то, что, как вы знаете, без неё ЗЗП не было бы вообще. А если бы ЗЗП не было, я правда не знаю, что бы сейчас писала, чем бы жила, да и вообще - сидела ли я бы сейчас здесь. Это именно разговор с ней натолкнул меня тогда, в конце марта, пять лет назад, на идею для... ну да, для маленькой повести, которая с течением этих пяти лет переросла незнамо во что. Это именно в её честь я назвала центрального персонажа, вокруг которого и крутится сюжет главной сюжетной линии. Это именно она всё это время была моим первым читателем, указывала на косяки, объясняла, в чём лажа - и практически всегда была права, даже если у меня получалось это признать только спустя несколько месяцев или лет. Это именно она оказывала мне неоценимую моральную поддержку все те годы, что я ебалась со сраной сказкой. Для меня всегда очень многое значило её мнение, оно было даже, пожалуй, самым весомым из всех возможных. Поэтому я уже очень давно, по правде сказать, боюсь, что вдруг ей надоело читать ЗЗП и разонравилось - но пока что вроде как нет. И это тоже очень ценно и важно, знаете ли.
Вы все, кто нашёл своё имя в этом списке! Просто знайте, что я вас очень сильно люблю, чуваки. Не знаю, где бы я была и где были бы ЗЗП без вашего фидбэка и поддержки. Все эти сердца пылают сегодня только для вас!
В чём я не уверена
Прежде всего это касается автобиографического аспекта. Вот, допустим, дедушку Евгения я списала со своего - значит, у Гели такого дедушки уже быть не может. Но ведь Геля - это практически полностью я в детстве (разве что, может, ведёт себя поприличнее), а дедушка, как я думаю, на характер моего мышления и мировоззрения повлиял очень сильно. В детстве я думала, что всё на свете живое, что вокруг постоянно находятся некие невидимые сущности и всё такое. Понятное дело, я не сама это всё придумала.
С другой стороны, многие дети обладают развитой фантазией, и наличие эзотерического дедушки тут вообще никак не обязательно... Но дедушка, так или иначе, оказал большое влияние на мою жизнь, с ним связано очень много моих воспоминаний, и было бы обидно как-то не отразить в настолько автобиографической истории такой важный аспект. Но историю Евгения без дедушки как-то уже и не представишь, он тоже на него определённое влияние оказывал, а сразу два дедушки с одним и тем же интересного рода уклоном - это уже перебор, не находите?
Ещё одна проблема, связанная с автобиографичностью - изначально я хотела, чтобы Город, в котором живут герои, был некой смесью всех городов, которые я до этого видела, с преобладанием Екатеринбурга, поэтому он намеренно абстрактный. Но чем дальше, тем больше мне хотелось писать именно про Екатеринбург - например, дом героев, что довольно очевидно по косвенным деталям, находится на Уралмаше, потому что я сама там жила в детстве, поэтому сейчас, когда я пишу про Город, то это, по сути, тот же Екатеринбург, только альтернативный (изменены названия улиц) и замаскированный. Только вот я как-то не уверена, стоит ли делать эти намёки более явными (например, добавить туда ещё и метро... потому что это ведь тоже важная часть жизни!), или, наоборот, убрать часть и вернуться к изначальной концепции сферического миллионника в вакууме, или, может, прямо писать про Екатеринбург как про Екатеринбург...
На самом деле мне бы правда очень не помешали советы по этим двум пунктам, потому что сама я запуталась. Касательно сюжета я бы не стала к вам приставать, но подобные детали сводят меня с ума. С одной стороны, я хочу повысить градус автобиографичности, с другой - ну, родители тут уже не совсем похожи и по характерам, и по биографии, и по тому, что они женаты (а мои родители - никогда не были), да и Гелины друзья тут будут представлены ровно двумя собирательными образами всех моих когда-либо бывших друзей... ну, и никакие инопланетяне меня не воспитывали, да.
Ещё одна штука, которая меня волнует, хотя здесь-то мне советы не нужны, потому что я уже ничего не буду менять в любом случае. Будет ли интересно подросткам читать про времена, когда они в лучшем случае только-только на свет появились? Здесь, конечно, можно вспомнить "Гарри Поттера", действие коего происходит в девяностые, но ведь на этом там никак не акцентируется внимание. Вот если бы Гарри слушал "Спайс гёрлз", а Гермиона ходила с начёсом и в куртке с плечиками, то как бы к этому относились читатели не только нового, но и того самого, которое с нетерпением ждало выхода каждой новой книжки, поколения?
Вот недавно вышла некая книга подростковая, я сама не читала её пока. Там про девяностые как раз. Я сперва обрадовалась, потом читаю критику - зачем, дескать, про девяностые пишете, не поймут-с нынешние подростки, не поймут-с... Здесь, конечно, намного ценнее было бы мнение самих подростков по этому поводу, чем каких-то критиков, но подростки не спешат высказываться. Эх.
И, конечно, важен вопрос размера. На фикбуке ЗЗП уже перевалили за сотню страниц, а ведь это даже не конец завязки! На курсах мне сказали, что такую огромную, как пиздец, книжку для подростков никто никогда не выпустит, и надо делить её на несколько частей, потому что это ПЕРСПЕКТИВНО. Господи прости, я ещё в четырнадцать лет решила, что не хочу писать форматную серию! ЗЗП я всегда воспринимала именно как отдельную книгу, не как серию или что-то типа того, но блин, это же реально будет толстенный талмудище... да и на фикбуке ебанину в тысячу страниц, конец которой всё никак не приблизится, никто не будет читать, кроме старой гвардии, а я ведь ещё не окончательно потеряла надежду заманить в свои сети кого-то нового...
Я всегда делила ЗЗП мысленно на пять частей по количеству лет, которые охватывает сюжет, но это было именно для себя, в голове и чисто формально. Если правда делить на пять частей, будет довольно тупо, потому что самостоятельной художественной ценностью в каждой из них и не пахнет. И даже если забацать трилогию - первый год, второй и третий, четвёртый и пятый - всё равно это будут, мне кажется, довольно дурацкие книжки, которые будут хорошо восприниматься вместе, а вот поодиночке - нет. А я считаю, что книжки, которые в серии выглядят круто, а поодиночке - так, фигня - не особо стоят внимания вообще-то.
Ещё есть вариант на фикбуке делить по частям для удобства, но вообще писать пока просто большую книжку, как я изначально собиралась, и не заморачиваться со всей этой фигнёй до той поры, пока я не допишу и не начну обсуждать всё это дело с агентом-редактором-старшим литературным товарищем или другим кем, кто у меня, смею надеяться, всё-таки появится... Пока мне кажется, что это самый разумный вариант, но мне опять-таки не помешало бы услышать мнение со стороны.
И наконец...
Лучшее из невыложенного
Выложенное, конечно, лучше, но эти цитатки тоже вот довольно забавные, как мне показалось.
Тсейра внезапно выдаёт цитату в духе Зашфера. С кем поведёшься, от того и наберёшься, однако:
- Вот что, Сарк, если ты так будешь продолжать и дальше, то уже к концу недели от тебя останутся одни кости - и это в лучшем случае.
- А в худшем?
- А в худшем - обугленные кости.
(глава 2, 2013 год)
Очень Суровая Ирина, демонстрирующая хорошее знание древнегреческой мифологии:
- Я с тебя кожу сниму, - клятвенно пообещала Ирина Антоновна, и её тяжёлый взгляд не сулил Кристине ничего хорошего. Можно бы было им убить, вся улица полегла бы, не то что Кристина. - Как Аполлон с Марсия.
(глава 3, от которой в итоге осталась только общая фабула и отрывок про честного и надёжного человека, тоже 2013 год)
Очень Суровая Ирина о моём будущем (самоирония 80 лвл, ага):
- Я буду поступать на следующий год, в этом не вышло.
- Все так говорят, а потом в магазине овощи фасуют. Или на рынке.
(там же)
С этого куска просто ору. Драма! Трагедия! Просто попробуйте догадаться, отношениям каких персонажей посвящены эти проникновенные строки.
И он не любил её. Он никогда не любил её.
ответ под катомГЕЛЯ И КОМПЬЮТЕР
(там же)
Ещё немного сложных и драматичных отношений вам.
- Я тебя не боюсь, - на всякий случай предупредила Геля своенравный Компьютер.
Компьютер молчал. Геля была уверена, что молчанием он выражает ей своё презрение.
(там же)
Сарк хамит!
- Стресс в первый день после прилёта, - предположил Тэшлин. - Так бывает. Он же маленький.
- Ты сам маленький, - мрачно сказал Сарк, не поднимая головы. - Я-то вырасту, а ты уже нет.
(там же)
Немного Зашфера в своём репертуаре. Сцена, когда Цейса спрашивает, какова вероятность встретиться с сосланными преступниками:
- Причём последние пять лет тершские власти не посылали им ни еды, ни питья. Скорее всего, они все давно умерли. Однако, если допускать возможность, что кто-то из них ещё жив, он, наверное, захочет съесть что-то, что его желудок гарантированно сможет переварить.
- Наши запасы? - деловито уточнила Цейса.
- Не только запасы, но и вас... На этой, несомненно, радостной ноте инструктаж мы закончим.
(там же)
Ещё Зашфер и его шутки-самосмейки.
- А пока прошу вас доложить об успехах. Ну - нашли ли полезные ископаемые, отрепетировали ли поцелуй с языком...
(там же)
Ещё немного гуманистических и душевных шуток-самосмеек. Впрочем, больше всего мне тут нравится, что в этой версии Тэшлин обращается к Зашферу на "вы" х)
- А главное, снимайте, снимайте побольше! Разные бытовые сценки из жизни царманцев, например.
- А вы знаете, что про царманцев рассказывают? Они ведь варвары, они наверняка нас съедят и кости обглодают, и...
- Отлично, это вы и заснимете. Думаю, уникальные кадры получатся.
(там же)
Самая первая версия сказки. Осторожно, не для слабонервных!
- Я расскажу лучше вторую, она более оптимистичная.
- Более какая? - переспросила Геля.
- Более весёлая. Так вот, давным-давно жили брат и сестра. Отец их был страшный преступник, погубивший немало людей, и в наказание за ужасные преступления его выслали на Ца... в общем, выслали. А мать не смогла этого вынести и умерла от горя.
- Очень весёлая сказка, - прокомментировала Геля. - Прямо обхохочешься.
(там же)
Зашфер рассказывает про... ммм... помесь Робин Гуда с Ганнибалом? Это настолько абсурдный момент, что не могу не привести:
- Второй - Нойш Сонсер, прославился тем, что занимался благотворительностью. У него был фонд "Поможем голодающим". Он убивал богатых людей, делал из них разные мясные блюда и продавал бедным.
(глава 3, версия вторая, 2014 год)
Ещё немного людоедских шуток от Зашфера:
- Этих отправили вместе, лет двадцать назад, может, пятнадцать. Предполагаю, что Сонсер съел Порш и помер от несварения желудка.
(там же)
В целом, вторая версия третьей главы осталась примерно той же самой (вот разве что благотворительных людоедов из неё выпилила). Один кусок только убрала за ненадобностью - про Ирину и Вениамина. И правильно сделала. Стиль этого отрывка хромал на обе ноги - раз, он был абсолютно не нужен - два. Но вот одна сцена из него по своей сути, а не по тому, как она написана, мне до сих пор нравится:
- Где сигареты? - Ирина уставилась Вениамину прямо в глаза. Тот отвёл взгляд и с виноватым видом посмотрел под ноги.
- У меня их нет, Ириша, честное слово, нет...
- Не ври мне! - тихо, но с явной угрозой сказала Ирина. - Они у тебя есть. Я знаю. Дай мне их сейчас же!
Вздохнув, Вениамин положил коробку на ладонь жены и отвернулся, чтобы не видеть гибель любимых сигарет. Но, к его удивлению, Ирина щёлкнула зажигалкой и с невозмутимым видом затянулась.
(там же)
You know, for kids!
- А тебе всё равно. Отец ты ей или не отец?
- Не знаю, - честно сказал Вениамин. - Надеюсь, что да. Но не отрицаю возмо...
(там же)
Диалог Зашфера и его помощницы - тоже выпиленный, шоб интригу не портил:
- И как они?
- Пожалуй, получше, чем я думал. Во всяком случае, они не очень стремятся друг друга убить.
(там же)
Немного мизандрии из второй версии сказки (ещё хуже первой!) вам. Зато, как видите, в ней намёки на политику намного, мгм, явнее, чем в той, которая есть сейчас:
- Как-то раз варшайрянцы праздновали годовщину взятия Терша - женщины разрешили мужчинам вкусить немного вина и те, разумеется, напились.
(там же)
И ещё немного:
- Услыша его, варшайрянцы остановились в страхе и смятении. Вид великана нагнал на них ужас, и они не смели двигаться дальше. Здесь не было жён, чтобы указать им, как поступить, потому варшайрянцы впали в ступор.
(там же)