В моём дневнике вы часто можете натыкаться на некую загадочную аббревиатуру ЗЗП. Если вы вообще не понимаете, о чём идёт речь, если вы хотите начать читать ЗЗП, прочитали их, но остались какие-то непонятки, начали читать и подумали "Чё за хрень, в натуре?" - вам сюда. Надеюсь, это хоть немного вам поможет.
Небольшой FAQ
FAQ, как известно - это наиболее часто задаваемые вопросы. Однако же вопросов, приведённых здесь, откровенно говоря, мне никто ещё не задавал - да и вообще никаких не задавал, если уж на то пошло. Тем не менее, можно предположить, что мысленно многие читатели всё же задаются многими из них я бы, по крайней мере, задавалась на их месте.
Что такое ЗЗП?
ЗЗП - это "Запахи звёздной пыли", книжка, которую я пишу. Сначала это должна была быть совсем маленькая повесть, но постепенно она обросла подробностями, дополнительными сюжетными линиями и всякими там психологическими заморочками, и теперь это РОМАН-МОНСТР, у которого одна только завязка сюжета в 200 страниц. Такие дела.
Сюжетных линий там аж три (не считая редких флэшбеков), и все они переплетаются между собой и рассказывают, в принципе, историю одного и того же - роста над собой, взросления, осознания своей ответственности за себя и других, - только с разных ракурсов.
Историю девочки, которую воспитывают инопланетяне. Нет, у неё и свои родители есть, вот только инопланетяне считают, что те не справляются со своими обязанностями: им интереснее выяснять отношения. Конечно, инопланетяне сами - подростки, которым сперва себя бы перевоспитать, но всё же они правда помогают девочке с её проблемами - а проблем в детстве всегда немерено, особенно когда ты идёшь в первый класс. И когда твоим родителям интереснее всего выяснять отношения.
Историю девушки, которая больше всего на свете хочет удачно выйти замуж и забыть о своём прошлом - вот только нормальный, адекватный кандидат на роль жениха никак не подворачивается, а с прошлым всё же придётся встретиться лицом к лицу.
Историю девочки-подростка, которая считала себя не такой как все и действительно была не такой, но оказалось, что это совсем не значит, будто она лучше всех и имеет какие-то особенные права. Зато обязанностей выше крыши - да и надо ещё сто раз подумать, стоят ли эти обязанности того, чтобы их выполнять.
И, разумеется, историю тех самых инопланетян-подростков, которые воспитывают девочку, а им бы себя сначала перевоспитать. Они все очень разные, с трудом уживаются друг с другом, у них проблемы в семье и, как следствие, внутри. Сложно жить, когда ты единственный нормальный человек в команде, а ещё сложнее, когда каждый в ней считает, что он - единственный нормальный человек.
Вот как-то так.
Для кого ЗЗП?
Ну... вроде как для подростков. Правда, понятие это расплывчатое. Во-первых, подростки бывают разные, и интересно им тоже разное. Во-вторых, вообще не очень понятно, когда этот самый пресловутый подростковый возраст начинается и когда заканчивается. Вот поэтому точнее и конкретнее я никак не могу обозначить свою ЦА. Да и стоит ли об этом думать? Если я напишу хорошую книжку, она наверняка будет интересна не только подросткам. Если плохую - она и подросткам не будет интересна.
Как можно определить жанр ЗЗП?
Лично я определяю его как "психологическая подростковая фантастика". И не страшно, что такого жанра нет. Будет ^^
Но почему фантастика-то? Разве фантастика не должна быть научной?
Ну, фантастика тут используется как приём, не совсем как полноценный жанр. Ничего характерного для научной фантастики у меня нет - ни для твёрдой, ни даже для мягкой. Нечеловеческой психологии, разработке которой уделяют много времени серьёзные фантасты, или логичных, подкреплённых научной базой обоснований жизни на других планетах и (говорю я расплывчато, чтобы не спойлерить) других допущений, вы в ЗЗП не найдёте. Я знаю, что если бы всё это там было, произведение стало бы и сложнее, и лучше, но я бы это попросту не потянула. Не мой уровень. Вот поэтому все различия в психике между жителями разных планет в ЗЗП заключаются лишь в менталитете и некоторых культурных особенностях; зато благодаря этому лучше получается раскрыть идею.
Как писал Стивен Кинг в одной из моих самых любимых книжек, "Пляске смерти" (применительно к Брэдбери и его фантастике, которая на самом деле фэнтези): "Что движет ракетами – это тема “Популярной механики”. Тема писателя – что движет людьми". Вот то, что движет людьми, меня и интересует, а с ракетами, инопланетянами и всякими там флеботинумами вам придётся просто смириться. С тем же успехом это могло бы быть фэнтези про параллельные миры... но мне вот про инопланетян интереснее, как-то больше они меня привлекают.
А вообще - вот было в советской литературе для детей такое определение, "повесть-сказка". Ну, или "роман-сказка", как "Незнайка на Луне", который вроде бы про весёлые приключения коротышек на спутнике Земли, а на деле - про зверский оскал капитализма. Вот это вот, мне кажется, оно и есть.
Почему первые главы так сильно отличаются от новых?
Когда я только начинала писать ЗЗП, мне было тринадцать лет и я не особо знала о том, какая проза считается хорошей, а какая - не очень, какие приёмы стоит использовать, как писать нельзя и почему. Мне не были особенно интересны описания и стиль, главными были действия и, как бы это сказать, щютки йумара. Постепенно ситуация улучшалась, и в третьей части третьей главы уже можно видеть приблизительно тот же стиль, какой у меня остаётся и сейчас. Что, наверное, тоже не очень хорошо - кажется, что с того времени я просто не расту над собой...
Через них просто нужно продраться))) Или можете начать читать сразу со второй главы. Она тоже не шедевр мировой литературы, потому что написана в четырнадцать, но от неё по крайней мере глаза вытекают со скоростью на 50% меньше, да и сюжет в принципе понять можно без знания предыдущих частей.
Правда, если вам понравились бодрость и динамичность первых глав, то где-то с началом третьей они стремительно исчезают, появляются громадные внутренние монологи рефлексирующих героев и вот это вот всё. Это тоже может не понравиться, предупреждаю заранее. Хотя, возможно, потом, при редактуре, вся эта рефлексия сократится ровно наполовину - но уж точно не уберётся вся, потому что она очень важна. Если вам кажется, что тот или иной кусок можно безболезненно отделить от эпизода и его основного посыла, напишите мне об этом в отзыве - велика вероятность того, что я с вами соглашусь и буду вам безумно благодарна.
Почему у всех персонажей какие-то серьёзные проблемы, особенно в семье?
Ну... потому что это жизнь? А в жизни почти у всех людей есть какие-то проблемы, и в семье - тоже. Человек не рождается с трудностями в общении - они у него появляются. Или из-за воспитания, или из-за отсутствия оного. Или, как альтернативный вариант, когда семья-то была хорошая, а вот прочее окружение не очень - из-за некого другого коллектива. Детского сада там. Или школы. Вы можете искренне считать себя очень счастливым человеком (ну или, на крайняк, человеком с очень счастливым детством, вот как я, например), но в любом случае в вашем прошлом наверняка остались некоторые неприятные моменты, которые повлияли на становление вашего характера не лучшим образом.
Всё это хорошо, но тут есть другая крайность - не впасть в слёзодавилку. Ну, или не слёзодавилку, а как бы это ещё обозвать... в излишнюю драматизацию, во. В жизни проблемы есть, конечно, у всех - но кто-то только и делает, что страдает, а кто-то живёт и старается не концентрировать на этом внимание. Это не значит, что с проблемами не надо бороться - надо, ещё как, герои этим и займутся - просто мне не хотелось бы прописывать всех, как абсолютно несчастных и ни о чём не думающих, кроме своей несчастности (хотя есть там и такие, да). Поэтому если вы увидите, что я впадаю во что-то такое - пинайте меня, пожалуйста, без всякой жалости!
Зачем нужна линия Кристины в этой истории?
Ну, не считая того, что символически именно на примере Кристины лучше всего отражается вся суть сказки, а сказка, как мы помним, сердцевина ЗЗП... да, дело, конечно, не только в этом, линия Кристины связана с основным сюжетом более чем непосредственно. Просто читайте дальше и обращайте больше внимания на намёки, детали, вроде бы случайные совпадения... возможно, они приведут вас к разгадке намного быстрее, чем саму Кристину.
Зачем столько персонажей, особенно фокальных?
Ну, в сюжетных линиях Кристины и Яны фокальный персонаж ровно один - те самые Кристина и Яна. Изначально я хотела, чтобы Евгений тоже был POVом, но потом решила, что он не нужен, потому что все глубины своей прекрасной души замечательно может раскрыть и словами через рот))) Благо у него характер такой - а вот с другими персонажами сложнее.
Что касается главной сюжетной линии, то если бы там был один фокальный персонаж, он отражал бы слишком однобокий взгляд на мир: я молодец, все остальные дураки. В той или иной степени это присутствует у всех, а значит, в центре внимания был бы ОБВМ конкретного героя, его проблемы и тонкая душевная организация, а другие мелькали бы чисто на подтанцовке и почти все казались довольно картонными, потому что так воспринимает их герой.
Поэтому я решила дать слово им всем, показать, как они видят мир и себя в нём, как видят остальных и, в свою очередь, как их видят остальные, чтобы так были виднее их ошибки и недостатки. Такой взгляд с разных сторон... мне кажется, это довольно интересно.
Что касается общего количества персонажей вообще, то они возникают как-то сами собой. Некоторые в процессе отсеивались, хотя несколько лет я держала их в голове, потому что я сочла их ненужными. Стало быть, те, которые не отсеялись - нужные ^^
Почему иногда на протяжении текста встречаются нестыковки?
Возможны два варианта:
а) Потому что один из персонажей знает всю правду, а другой - нет, вот и расходятся во мнениях. Или, что намного более вероятно - никто всей правды не знает, но каждый успел уже себе чего-то напридумывать.
б) Потому что автор дурак.
Второй вариант намного вероятнее - я свои самые ранние главы не перечитываю, это слишком больно, так что некоторые неувязки быть могут (я о них ничего не знаю, но это не значит, что их нет!). Если вы их найдёте, скажите, пожалуйста, об этом. Я поправлю!
Я нашёл логическую/орфографическую/пунктуационную/стилистическую ошибку! Это автор дурак или так и задумано?
Скорее всего - автор дурак. Особенно что касается пунктуации, в ней автор здорово лажает. Если нашли ошибку, лучше об этом сказать - автор хоть и дурак, но обучаемый. Что касается логических ошибок, то они тоже могут входить в тот пункт про нестыковки, который "а", то есть, условно говоря, если персонаж А в своём фокале обвиняет персонажа Б в том, что сотворил вовсе даже персонаж В, это не автор накосячил, это персонаж А альтернативно мыслит. А вот если персонаж А, сам по себе умный, принимает тупое решение не потому, что оно кажется ему единственно верным, а потому что того требует сюжет - это уже логическая ошибка, и за неё нужно бить тапками.
Что не является ошибкой:
- Разговорные и просторечные слова в мыслях склонного к этому персонажа (фокал - это тоже мысли!). Ну, в речи героев тем более.
- Авторские знаки препинания или их отсутствие (которое было только один раз, и вряд ли ещё появится). То, что у меня везде тире - не ошибка (если только стилистически может, слишком много режет глаз кому). А вот если где нет запятой, а должна быть - уже да.
Почему бы тебе просто не отредактировать все главы с самого начала, чтобы они соответствовали твоему нынешнему уровню?
Я решила этого не делать до тех пор, пока не закончу книжку, потому что редактировать можно до бесконечности, да и первые главы просто отредактировать уже не получится, придётся переписывать, а это неизбежно означает смещение акцентов, появление каких-то новых подробностей и, как следствие, запутывание читателей. После выкладки я исправляю только совсем уж явные стилистические и логические ляпы, а остальное пока не трогаю. Понимаю, что из-за этого читать ЗЗП с самого начала - сомнительное удовольствие, но вы уж меня извините.
Почему новые главы выходят так редко?
Изначально они выходили редко, потому что я билась над сказкой, а билась я над ней, как вы знаете, до конца лета 2015 года. После этого я билась над частью про Яну, и длилось это около года. Сейчас я ни над чем не бьюсь, и у меня почти полностью готовы главы вплоть до девятой, поэтому надеюсь их выложить в скором времени.
Зачем разбивать главы на части?
Если бы я выкладывала главы целиком, они были бы слишком длинными. Третья глава, например, занимает 86 страниц 16 шрифтом в ворде. Понятно, что выложить её целиком было бы невозможно: никто бы просто не стал читать. Но вообще это разделение на части довольно условно, и не надо считать, что они специально писались частями.
Когда же всё это закончится?
Я подсчитала, что, с моими-то темпами, минимум через пять лет, но, скорее всего, растянется ещё на год-два, да плюс редактура... В общем, располагайтесь поудобнее, путь предстоит неблизкий.
И какие у тебя дальнейшие планы? Не слишком ли много ты о себе мнишь?
Я думаю, когда я закончу ЗЗП, я буду очень долго и упорно их редактировать, обсуждать с друзьями и другими разными людьми, что с ними не так и почему. А после всего этого... да, постараюсь опубликовать. Может, буду в конкурсе каком участвовать; не знаю, как получится.
Не думаю, что в таком желании есть что-то постыдное и нереальное. Но на всякий случай напоминаю, что не считаю себя идеалом писательства и не думаю, что редактура сделает из моей книжки шедевр всех времён и народов.
Я прочитал, но не знаю, что написать в отзыве...
Напиши хоть что-нибудь! Этим ты правда очень поможешь автору и обрадуешь его *о* Просто вкратце опиши свои мысли, что тебе понравилось, а что нет, что было интересно, что не очень... Даже если совсем ничего не понравилось, напиши почему! Это очень важно, способствует развитию и всё такое. Я не обижаюсь на критику, если она конструктивна (а конструктивно для меня всё, что содержит в себе хоть что-то, кроме изящно завуалированного "ты говно"). Более того - я даже ей радуюсь! В какой-то момент я поняла, что неважно, нравится человеку твоё произведение или нет (нет, то есть важно, конечно, но не настолько). Главное - что он относится к тебе серьёзно, а не отделывается какими-то общими фразами после прочтения первой главы.
Хорошо, тогда где можно почитать ЗЗП?
Вот тут

ficbook.net/readfic/177609
Типа да, сегодня пять лет с момента выкладки (и, возможно, написания!) первой главы.
Сама в шоке.
@музыка: The Fire Boys – Letkiss Jenka
@темы: строю из себя умную, запахи звёздной пыли, длиннопост в длиннопостах
Вообще, мне очень нравится твой жанр, и ничего не надо с ним делать - ни расширять, ни утяжелять, ни ещё как-то менять. Я бы описала его.. хмм.. как бытовой космос или космос, вмешавшийся в быт.) (в первоначальной версии этого сообщения, которое, как ты понимаешь, стёрлось, ибо я пишу с телефона уже третий день тебе, а работа не дает закончить начатое, эти выдуманные жанры звучали иначе, красивше.. но я же забыла, как)
Очень понравилась твоя простая и гениальная идея про семью-садик-общество - социум, из которого выползает ВСЁ. Потому что вот оно так и есть, но, по-моему, основательно эта мысль редко поднимается. А подростковый возраст - именно тот период, когда проблемы детства тебя накрывают, выходя из подсознательного. И вот гуляет такая девочка по полянке, собирает цветочки, радуется жизни, а потом ей наступает на горло четырнадцатилетие, и оказывается, какой-нибудь мужик лапал её в детстве, родители ненавидели, а дети во дворе издевались. И здравствуйте, чёрный капюшон, наушники. И окружающие удивляются: что произошло?..
Ладно, остановим поток мыслей)
Зачем столько персонажей, особенно фокальных?
Я бы себе могла такой вопрос задать тоже. И отвечу очевидным образом за нас обеих: потому что мы могём - вот и создаем х)
Сейчас сижу и прикидываю, сколько лет ме будет через 5 (+1-2)... Испугалась... Теперь думаю, может ты конкретизируешь год, и я бы такая "Это вызов!!!" и задамся целью тоже что-то закончить к тому моменту?^^""
Классный FAQ:3 Забавно, вопросы звучат так, будто тебе и правда кто-то их задал) Хотя мы-то понимаем: сам себе не задашь - никто не задаст) Было интересно.
Уйдёт в народ
бы описала его.. хмм.. как бытовой космос или космос, вмешавшийся в быт.)
О, а кстати, хорошее определение же! Запомню, буду использовать :3
Если то вспомнишь, покрасивше - тоже пиши)))
Потому что вот оно так и есть, но, по-моему, основательно эта мысль редко поднимается.
Разве? Мне наоборот казалось, что это очень избитая мысль))
А подростковый возраст - именно тот период, когда проблемы детства тебя накрывают, выходя из подсознательного.
И новых проблем выше крыши!
Я бы себе могла такой вопрос задать тоже. И отвечу очевидным образом за нас обеих: потому что мы могём - вот и создаем х)
О, а что ты пишешь сейчас такое, с кучей фокалов-то?
Испугалась...
Могу понять, я и сама пугаюсь...
Теперь думаю, может ты конкретизируешь год, и я бы такая "Это вызов!!!" и задамся целью тоже что-то закончить к тому моменту?^^""
Нууу... не знаю, может, всё не выгорит. В пятнадцать, если помнишь, я планировала закончить к двадцати годам, и вот до двадцати два года, а по-прежнему хуй да нихуя.
Но давай рискнём, чо. Пусть будет 2023... блин, сама цифра звучит страшно... космически.
Забавно, вопросы звучат так, будто тебе и правда кто-то их задал)
Ну, пару из них, помнится, и впрямь задавали)
Хотя мы-то понимаем: сам себе не задашь - никто не задаст)
Это да!
Было интересно.
Спасибо, я рада!
Хотя вообще он писался для тех, кто ЗЗП не читал... но чот я не знаю. может, они благополучно прошли мимо. Я думаю, может, в шапку его потом поместить...
На здоровье^^
Разве? Мне наоборот казалось, что это очень избитая мысль))
А мне вот так показалось. Кому из нас показалось больше?)
О, а что ты пишешь сейчас такое, с кучей фокалов-то?
А вот нихуя не пишу - сплошные аналитические отчеты и диагностические заключения по работе х) Но что брошено - там много второстепенный персонажей. В ЗР их уйма, у каждого - своя история. Раньше ооооч любила создавать фоновых героев.
Но давай рискнём, чо. Пусть будет 2023... блин, сама цифра звучит страшно... космически.
И правда нереальная цифра...
Я думаю, может, в шапку его потом поместить...
Отличная идея - чтобы зря не пропадал:3
Скажи, а ЗР... это что такое? Мне кажется, мы ещё не говорили об этом х) Расскажи!
Но у тебя хоть фоновые, а у меня...Отличная идея - чтобы зря не пропадал:3
Чтобы людей предупреждать, скорее